Содержание
- 1 Регистрация на портале
- 2 Вход в личный кабинет
- 3 Восстановление доступа в личный кабинет
- 4 Получение подтвержденного аккаунта, его возможности
- 5 Настройка учетной записи
- 6 Возможности личного кабинета
- 7 Регистрация и вход юридических лиц
- 8 Единая система определения и опознавания личности (ЕСИА), ее связь с порталом Госуслуг
Госуслуги – справочно-информационный портал, существующий в интернете с конца 2009 года. Он дает физическим лицам и организациям доступ к сведениям по различным услугам в РФ. Воспользоваться ими можно только при наличии аккаунта на сервисе.
Регистрация на портале
Учетная запись любого пользователя может иметь один из 3 статусов – упрощенный, стандартный, подтвержденный. Изменение происходит поэтапно. Чтобы создать упрощенный аккаунт, проходят первичную регистрацию:
- Ввести фамилию с именем, мобильный телефон или E-mail.
- Нажать «зарегистрироваться». Это действие служит согласием с условиями использования портала, политикой конфиденциальности.
- Дождаться SMS-сообщения или письма на E-mail с кодом регистрации, ввести его, нажать «продолжить».
- Придумать пароль. Для безопасности нужно от 8 символов, включая прописные и строчные латинские буквы, цифры, знаки пунктуации. Если хоть одно требование не соблюдено, то система шифр не примет. После создания правильной комбинации остается подтверждение пароля.
Зарегистрироваться в упрощенной форме недостаточно – для получения основного набора государственных услуг надо получить стандартный аккаунт. Для этого указывается:
- СНИЛС;
- данные паспорта (удостоверения личности иностранца) – серия с номером, орган и дата выдачи, код подразделения;
- отчество (при отсутствии проставить галочку в соответствующей графе);
- пол;
- дату рождения;
- гражданство;
- место рождения.
Эту информацию будут проверять ПФ и ФМС РФ. Процесс может длиться несколько дней. Уведомление о результате придет на E-mail.
Обратите внимание! Нельзя вводить и редактировать основную информацию, если мобильный телефон не подтвержден. Это касается и создания стандартного аккаунта.
Вход в личный кабинет
На сервисе Госуслуги личный кабинет дает пользоваться разными услугами, получать информацию по своим накоплениям, задолженностям. У физических лиц 3 варианта попадания в ЛК – по СНИЛС, телефону, E-mail.
Вход по номеру налогоплательщика
Для авторизации на портале Госуслуги вход осуществляется на странице https://esia.gosuslugi.ru/idp/rlogin?cc=bp/. Можно сделать это через вкладку «СНИЛС», где должно быть 11 цифр. После введения СНИЛС набирают пароль – такой же, как для авторизации через мобильный телефон.
Обратите внимание! Авторизация через номер налогоплательщика может быть безуспешной, если СНИЛС недействителен, свидетельство не было обменено при смене ФИО либо регистрация произведена с ошибками.
Вход по мобильному телефону или E-mail
При попадании на страницу авторизации система автоматически выбирает вкладку, где вводится телефонный номер или E-mail – формат любой. Набирают контакты, введенные при регистрации. Остается подтвердить их паролем.
Восстановление доступа в личный кабинет
Люди нередко забывают шифр для входа в личный кабинет Госуслуг. Его легко восстановить. Способов несколько:
- через E-mail – поступит письмо, ссылка для перехода работает 3 дня;
- телефонный номер – после его указания приходит SMS с кодом, действующим 5 минут, затем одноразовый пароль;
- СНИЛС;
- ИНН;
- серия и номер паспорта.
Для восстановления доступа может понадобиться ответ на контрольный вопрос, если такая опция была прежде установлена.
Удобнее действовать сразу через телефонный номер или E-mail, так как система просит выбрать один из этих вариантов даже после введения данных одного из указанных документов.
Если доступ не возобновляется из-за смены номера, E-mail или по иным причинам, помогут в центре обслуживания. Найти адреса можно по ссылке https://map.gosuslugi.ru/co?filter=rcr. При визите иметь паспорт.
Получение подтвержденного аккаунта, его возможности
Для пользователя часть госуслуг недоступна до подтверждения учетной записи. Делается это по-разному:
- Лично в выбранном центре обслуживания. С собой иметь паспорт (иное удостоверение личности), СНИЛС.
- Лично в МФЦ. На прием попадают по предварительной записи либо в порядке очереди – вызывают по номеру талона, полученного в терминале на месте. С собой иметь паспорт, СНИЛС, заполненную форму-заявку (можно оформить ее уже в МФЦ).
- Через почту. В профиле заказывается код, придет он заказным письмом. Получают его в своем почтовом отделении при предъявлении уведомления и удостоверения личности. Код вводится на портале гос услуг.
- Онлайн через Сбербанк Онлайн или Тинькофф, интернет- или мобильный банк Почта Банк Онлайн. Обязательно надо являться клиентом выбранного банка.
- Посредством универсальной электронной карты (не выпускается с 2017 года, действует 5 лет).
- Через Усиленную квалифицированную электронную подпись. Загружается на физический носитель. Необходим выбор сертификата ключа, введение PIN-кода для считывания, подписание заявки.
Обратите внимание! Не следует регистрировать аккаунт через частные фирмы и сторонние сайты. Такая услуга платная, не исключает необходимость подтверждать свой статус, означает риск попадания персональных данных к злоумышленникам.
После подтверждения аккаунта на госпортале пользователю открыт неограниченный доступ ко всем услугам. Их список велик, но стоит назвать самые популярные пункты:
- регистрация ИП, юридического лица;
- проверка налоговых долгов, их оплата;
- оплата штрафов и госпошлин со скидкой;
- контроль счета по начислениям от Пенсионного фонда;
- получение заграничного паспорта;
- замена водительских прав;
- регистрация транспорта;
- проверка кредитной истории;
- регистрация для голосования и подписания петиций на проекте www.roi.ru.
Настройка учетной записи
Аккаунт на Госуслугах настраивают для безопасности профиля, получения уведомлений, ограничения доступа гаджетам. В личном кабинете разрешено изменение базовой информации, контактов, документов, сведений о детях, данных по личному транспорту. Некоторые коррективы требуют проверки с подтверждением от ПФ и МВД РФ:
- основная информация – ФИО, дата с местом рождения, пол, гражданство, реквизиты удостоверения личности, СНИЛС;
- ИНН.
Подтверждения не требуют изменения контактов, данных по детям или личному транспорту, документов (не считая ИНН).
Чтобы работа в личном кабинете была безопасной, выполняют следующие действия:
- смена пароля – делают это в разделе «Безопасность», выбрав «Изменить пароль»;
- установка секретного вопроса – подключение этой функции исключает доступ третьих лиц к аккаунту пользователя, поскольку без правильного ответа нельзя изменить или восстановить пароль;
- удаление аккаунта – для повторной регистрации весь процесс проходят заново;
- ограничение доступа к своим данным для сторонних служб и организаций;
- установка двухступенчатой авторизации – кроме пароля, нужна электронная подпись или код из SMS-сообщения;
- определение устройств, разрешенных для входа в аккаунт.
Настраивание учетной записи включает также установку аватара и просмотр хронологии посещений.
Настройка уведомлений
Личный кабинет позволяет настраивать уведомления. В разделе «настройка безопасности» есть «оповещения о входе». Если проставить галочку, то на E-mail каждый раз будет приходить сообщение.
В разделе «настройки» есть уведомления разного типа:
- изменение статуса записи на прием, платежа, заявления;
- обратная связь со службой поддержки;
- сообщения Госпочты;
- новости и предложения портала.
По каждому пункту можно выбрать тип уведомлений – на E-mail или в виде PUSH-сообщений. Доступны оба варианта одновременно. Здесь же ограничивается время отправления PUSH-уведомлений, выбирается часовой пояс.
Возможности личного кабинета
Личный кабинет содержит 5 вкладок с определенными возможностями:
- Обзор. Здесь 3 раздела – «мое здоровье», «транспорт и вождение», «семья и дети». В каждом есть кнопка «перейти к услугам». В блоке «мое здоровье» записываются к врачу, вызывают его на дом, просматривают сведения об оказанной медицинской помощи. В разделах «транспорт и вождение» и «семья и дети» можно выбрать любую услугу, ознакомиться с информацией по жизненным ситуациям в этих областях.
- Уведомления. В этом блоке просматривают ленту сообщений по совершенным платежам, поданным заявлениям, напоминания и новости Госпочты.
- Документы. Здесь есть уже введенные данные и список документов, которые еще можно добавить. Чем больше информации в этом блоке, тем проще и быстрее пользоваться услугами, которые требуют заполнения различных форм.
- Карты оплаты. В этом разделе данные банковских карт, с которых проводился хотя бы один платеж на портале. Такая информация позволяет при последующих оплатах не вводить реквизиты заново.
- Настройки. Кроме уведомлений и безопасности, здесь настраивается онлайн-доставка заказных писем.
Состав раздела «Мои данные»
Этот раздел включает блоки:
- Основная информация. Содержит данные паспорта (иного удостоверения личности), номер СНИЛС.
- Контакты – E-mail, телефоны, адреса.
- Документы. Список представлен ИНН, правами водителя, загранпаспортом, военным билетом, свидетельством о рождении, полисом ОМС.
- Информация о детях. По каждому ребенку можно указать ФИО, пол, дату рождения, СНИЛС, ИНН, сведения из свидетельства о рождении, номер полиса ОМС.
- Транспорт. По каждой единице можно указать название, государственный регистрационный знак, серию и номер свидетельства о регистрации.
В разделе «мои Данные» отражается статус аккаунта – упрощенный, стандартный или подтвержденный.
Регистрация и вход юридических лиц
На портале могут регистрироваться юридические лица. Право на создание аккаунта есть у руководителей и представителей юридических лиц с правом действия от лица организации без доверенности. Для регистрации требуется:
- аккаунт физического лица с подтвержденным статусом;
- электронная подпись;
- заполнение регистрационной формы – вводятся данные организации.
Если данные успешно проверены, создается аккаунт. Это возможно только на официальном портале Госуслуг – мобильное приложение такой функции не имеет.
Авторизоваться юридические лица могут только с помощью электронных средств – подписи, карты УЭК. Для первого варианта требуется подключение носителя ключа подписи и выбор сертификата ключа проверки.
Единая система определения и опознавания личности (ЕСИА), ее связь с порталом Госуслуг
При создании аккаунта на портале Госуслуг пользователи автоматически становятся участниками ЕСИА – информационной системы в РФ. Полученный при регистрации в ней пароль используется для доступа к разным государственным сайтам, участвующим в программе. Функционирование системы обеспечивается Минкомсвязью России.
Связь ЕСИА и Госуслуг тесна – создание подтвержденного аккаунта означает регистрацию в единой системе. Это дает следующие возможности:
- единый аккаунт в информационных системах государственного уровня;
- доступ разных пользователей (физических и юридических лиц, ИП) к информации в государственных, муниципальных и других информационных системах;
- взаимодействие информационных систем.
Госуслуги – справочно-информационный портал, на котором зарегистрировано уже более 86,6 миллиона пользователей в России. Этот сайт дает множество возможностей, позволяет сэкономить время, получить скидку при оплате штрафов и задолженностей.