Содержание
Электронные цифровые подписи (далее ЭЦП, ЭП) позволяют ускорить документооборот внутри организаций, а также между ними. ЭЦП важно уметь проверять. Как проверить ЭЦП через Госуслуги и зачем это нужно?
Классификация ЭЦП
ЭЦП строятся на базе закрытых и открытых ключей. Закрытый ключ защищен паролем, известным только владельцу ЭЦП, а открытый публично подтверждает авторство подписи.
Они делятся на версии: простые и усиленные.
Вторые подразделяются на:
- Неквалифицированные (нЭЦП). Применяются во внутреннем документообороте.
- Квалифицированные (кЭЦП). Позволяет работать с госструктурами и другими компаниями.
Усиленные подписи бывают:
- присоединенными;
- отсоединенными.
Для первых формируется файл, содержащий и данные документа, и ЭЦП, а для вторых создается два файла: один – с ЭП (.sig), второй – с подписанной бумагой.
Какие сертификаты проверяют
Проверке подлежит сертификат только той подписи, которая была создана через сервис криптографии с применением открытых и закрытых ключей. К таким относятся оба вида усиленных ЭЦП.
Зачем проверять цифровую подпись
У каждой ЭЦП есть срок действия. Заканчивается он по одной из следующих причин:
- Прекратился срок функционирования старого сертификата.
- Владелец сертификата самостоятельно прекратил его использование.
- Организация, предоставляющая ЭП, прекратила свою деятельность, не передав свои функции и права другой компании.
Чтобы быть уверенным в актуальности действия ЭЦП, необходимо периодически проверять подпись через специальный государственный сервис.
Если у сертификата подписи кончился срок действия, то пользоваться данным инструментом для упрощения документооборота нельзя. Все бумаги, подписанные данной ЭЦП, будут считаться недействительными.
Важно! Использование недействующих ЭЦП может повлечь серьезные бюрократические проблемы.
Примеры случаев, когда важно производить проверку электронного документа через Госуслуги:
- оформление трудового договора между работодателем и наемным сотрудником;
- проведение коммерческой сделки между контрагентами;
- принятие документов на почту.
Есть несколько способов проверить электронную подпись через Госуслуги, в том числе.
Как подтвердить ЭЦП
Подтверждение ЭЦП гарантирует, что ЭП создана:
- через сертификат, действительный на момент ее оформления;
- ее законным владельцем;
- индивидуально для конкретной бумаги.
Также успешное прохождение проверки подтверждает, что документ после установки подписи не изменялся.
Удостовериться в подлинности подписи можно с помощью:
- Встроенных сервисов для DOC и XLS.
- Встроенных сервисов для PDF.
- Сервисов IT-компаний (например, КриптоАРМ).
- Также производят проверку ЭП на сайте Госуслуг.
Обратите внимание! Оперативно проверяют документ через Государственные услуги.
Плагин для DOC и XLS
Инструмент называется Office Signature. Он платный, позволяет встраивать ЭП в документы и проверять ее подлинность. Для подтверждения ЭЦП нужно:
- кликнуть на подпись ПКМ;
- выбрать раздел «Состав подписи».
В открывшемся окне должна быть указана информация о пользователе и статусе его инструмента.
Плагин для PDF
Плагин также является продуктом КриптоПро. Для подтверждения оригинальности ЭЦП им можно пользоваться бесплатно:
- Открыть раздел «Подписи».
- Нажать ПКМ на проверяемую подпись.
- Выбрать графу «Проверить подписи».
- Откроется окно с результатами проверки.
Формирование файла для проверки ключа
Чтобы извлечь из системы файл для проверки ключа ЭЦП, нужно:
- зайти в панель с управляющими элементами на ПК;
- открыть раздел «Свойства обозревателя»;
- во вкладке «Содержание» нажать «Сертификаты»;
- выбрать бумагу, отвечающую за нужную ЭП;
- нажать на него один раз ЛКМ;
- кликнуть на кнопку «Экспорт».
Пользователю будут предоставлены настройки данного процесса. Следует:
- Отказаться от экспорта закрытой кодировки.
- Выбрать нужный формат файла.
- В конце останется выбрать место для сохранения и получить уведомление о сформированном файле.
Создать файл для проверки можно через специальный сервис Крипто Про CSP. Необходимо:
- установить ПО на ПК;
- открыть софт в панели управления;
- перейти в раздел «Сервис»;
- изучить сертификаты в контейнере;
- выбрать нужный контейнер и нажать «ОК»;
- открыть свойства;
- изучить состав;
- скопировать все данные в файл;
- отказаться от экспорта закрытого ключа;
- указать DER-форматирование файла.
Останется выбрать место для сохранения файла и дождаться его формирования.
Дополнительная информация! Система КриптоПро CSP совместима с UNIX-подобными ОС, в числе которых: Mac OS, iOS, Ubuntu, Debian.
Поддерживаются и другие дистрибутивы на базе Linux.
Пошаговая инструкция по проверке подлинности ЭЦП через Госуслуги
Полная проверка подлинности подписи через портал выполняется в несколько этапов. Во-первых, проверяется сертификат. Во-вторых, изучается электронный документ, содержащий ЭЦП. В-третьих, исследуются файл и ЭП по отдельности.
Проверка сертифицированного кода
Проверка сертификата Госуслуги онлайн производится пошагово следующим образом:
- перейти на сайт Госуслуг (можно сделать это по запросу «проверка ЭЦП госуслуги»);
- попасть в раздел «ЭП»;
- нажать на ссылку для работы с сертификатами;
- загрузить файл ключа;
- начать проверку.
Файл ключа доступен для загрузки в разных официальных форматах.
Проверка документа совместно с ЭП
Для проведения анализа следует:
- Перейти по ссылке «…PKCS#7».
- Загрузить изучаемый файл.
- После нажатия кнопки «Проверить» останется лишь дождаться окончания проверки через Госуслуги.
Проверка документа отдельно с ЭП
Для проверки бумаги и открепленной подписи нужно выбрать ссылку «…отсоединенная … PKCS#7», загрузить в нужные графы файлы, нажать клавишу «Проверить».
ЭП упрощают документооборот. Выделяют простые и усиленные подписи. Усиленные делятся на квалифицированные (для взаимодействия между организациями) и неквалифицированные (для внутренних бумаг). Только их можно проверить при помощи встроенных кодов шифрования. Они основываются на открытых ключах. Чтобы узнать их подлинность, нужно загрузить сформированный файл и проверить сертификат через Госуслуги. Подписи проверяют с помощью плагинов и в документах DOC, XLS и PDF.